Что такое лишай?

Дерматофития, или в простонародье лишай, - это грибковая инфекция кожи и волос. Лишай у кошек и собак вызывается несколькими типами микроскопических грибов. У собак и кошек основным возбудителем является Microsporum canis или Микроспорум пушистый. Грибы живут на поверхности кожи и в волосяных фолликулах, питаясь кератином – веществом, содержащемся в роговом слое кожи человека и животных. Довольно быстро распространяясь по поверхности волоса, гриб разрушает кутикулу, между чешуйками которой скапливаются споры. Таким образом, гриб окружает волос, формируя чехол, и плотно заполняет луковицу.

КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ЛИШАЕМ?

Лишай у собак и кошек довольно распространенное заболевание.Лишай может передаваться при непосредственном контакте с больным животным или с предметами, где находятся споры дерматофитов. Споры от поражённых животных могут попадать в окружающую среду и сохраняться в ней до 18 месяцев. Высокая устойчивость спор пушистого микроспорума обусловлена наличием у них очень плотной шестислойной оболочки.

Хотя гриб носит название микроспорум канис (собачий), собаки в качестве источника заражения фигурируют лишь в 4% случаев. Основным источником заражения людей и других животных являются кошки (особенно уличные).

К редким животным, которые болеют микроспорией и могут стать источником заражения людей, относят обезьян, тигров, львов, диких и домашних свиней (особенно поросят), лошадей, овец, серебристо-черных лисиц, кроликов, крыс, мышей, хомяков, морских свинок и других мелких грызунов, а также птиц — голубей, ворон, кур, на которых охотятся больные кошки. Животные инфицируются от самих кошек или от их шерсти, попавшей на растения, солому, зерно. Кроме того, пушистый микроспорум могут переносить на своих лапках домашние насекомые, в частности тараканы.

Наиболее часто заболеванию подвержены маленькие котята и щенки, а также взрослые животные со слабым иммунитетом. Здоровые взрослые кошки и собаки обычно резистентны к лишаю.

Среди людей лишай чаще встречается у маленьких детей, пожилых людей и лиц с ослабленной иммунной системой.

В первые дни гриб располагается только в устье волосяной луковицы. При ближайшем рассмотрении можно заметить беловатую кольцевидную чешуйку, окружающую волос наподобие манжетки. На 6–7-й день микроспория распространяется на сами волосы, которые становятся хрупкими, обламываются над уровнем окружающей кожи на 4–6 мм и выглядят как бы подстриженными (отсюда название “стригущий лишай”). Оставшиеся пеньки выглядят тусклыми, покрыты чехликом серовато-белого цвета, представляющим собой споры гриба.

КАКИЕ СИМПТОМЫ ЛИШАЯ У КОШЕК И СОБАК?

У большинства кошек, которые служат источником заражения, очаги микроспории определяются клинически в виде округлых пятен облысения на коже мордочки, вокруг рта и носа, на наружных поверхностях ушных раковин, передних и задних лапках, на хвосте. Кожа в очагах облысения представляется шелушащейся с наличием неравномерно обломанных волос, у другой группы кошек очаги могут быть не видны на глаз, но выявляются при люминесцентном обследовании. Наконец, примерно у 2–2,4% кошек очаги не видны на глаз, не выявляются под лампой Вуда, однако при посеве вычесанных у них волос можно получить культуру пушистого микроспорума. Именно такие животные без поражений на коже и представляют основную опасность для человека, т.к. являются скрытыми носителями спор дерматофитов.

Иногда маленькие пятнышки распространяются и достигают больших размеров, принимая при этом неровную форму. Зуд, как правило, отсутствует. Кожа на поражённых участках может быть воспалённой и покрасневшей. Характерное кольцо (ободок), которое мы видим на коже людей, редко встречается у животных.

Инкубационный период составляет 10-12 дней, т.е. это означает, что в течение данного промежутка времени могут появиться поражения на коже после контакта со спорами гриба.

Подъём заболеваемости начинается в конце лета, пик приходится на октябрь-ноябрь.

ДИАГНОСТИКА ЛИШАЯ

Диагноз лишай может поставит только врач-дерматолог.

Для подтверждения диагноза применяют люминесцентное, микроскопическое и культуральное исследования.

Люминесцентное исследование: метод основан на выявлении ярко-зеленого свечения волос, пораженных грибами рода Микроспорум, при обследовании под лампой Вуда. Причина этого феномена до сих пор не установлена. Люминесцентное исследование необходимо проводить в затемненной комнате. При обследовании свежих очагов свечение может отсутствовать, что связано с недостаточным поражением волоса. Люминесцентный метод служит для:

• определения возбудителя;
  • определения пораженных волос;
  • оценки результатов терапии;
  • контроля за животными, контактировавшими с больным;
  • определения инфекции или носительства у животных.

Необходимо понимать, что это лишь вспомогательный метод диагностики, которого недостаточно для постановки диагноза.

Микроскопическое исследование: для подтверждения грибкового происхождения заболевания микроскопическому исследованию подвергают чешуйки кожи и волосы из очагов поражений. В чешуйках из очагов на гладкой коже обнаруживаются извитые нити мицелия. При микроскопическом изучении пораженного волоса выявляется множество мелких спор на его поверхности.

Культуральное исследование (посев): проведение культуральной диагностики при положительных результатах люминесцентного и микроскопического исследований требуется для идентификации гриба-возбудителя. Метод позволяет определить род и вид возбудителя и, следовательно, проводить адекватную терапию и профилактику заболевания. Материал (чешуйки, волосы) помещают на питательную среду и ждут роста характерных колоний гриба в течение 14 дней. Также к посеву применяют для оценки эффективности лечения и выявления скрытых носителей лишая.

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ЛИШАЯ

Хочется сразу предупредить владельцев животных, что вакциной лишай не лечится, также для этих целей не подходит и местное применение мази «Ям». Если Вы привили своего домашнего питомца от лишая, то он всё равно может им заразиться. Для терапии дерматофитии применяются специальные противогрибковые средства как местные (мази, кремы, шампуни, спреи), так и системные для приёма внутрь. Курс лечения обычно занимает 8-10 недель и продолжается до получения двух отрицательных результатов посева.

К мерам профилактики относятся ограничение контакта с больными животными, изоляция больных от здоровых. Все лечебные процедуры необходимо проводить в защитных латексных перчатках и тщательно мыть руки после контакта. Ограничить свой контакт с уличными животными, особенно с кошками. Проводить обработку квартиры растворами «Белизны» в концентрации 1:10, т.к. это обеспечит уничтожение 80% спор лишая.

Наш специалист-дерматолог работает по записи. Запись по телефону 8-499-189-60-44 круглосуточно.